Тим Брабантс: история олимпийского чемпиона
История Тима Брабантса, первого Британского олимпийского чемпиона в гребле на байдарке интересна и поучительна не только для любителей этого спорта. Тим может быть хорошей «моделью» современного спортсмена в любом Олимпийском виде спорта.
Он познакомился с байдаркой довольно рано: летом 1987 г. во время школьных каникул, его мама Лиз привела десятилетнего Тима в байдарочный клуб Элмбридж в его родном Лондонском предместье Вэйбридж. Там как раз проходила «неделя открытых дверей» для новичков, «приди и попробуй» называется это по-английски. Гребля сразу понравилась Тиму за прекрасное чувство единения с природой, водой и своеобразный дух приключений. А еще Тим очень любил соревноваться и выигрывать, даже на тренировках он из всех сил тянулся за своими старшими товарищами и стремился перейти в более быструю группу. Его характер называли «вызывающим и нацеленным», а его сестра Анна вспоминает: «Тим всегда был таким беспокойным и энергичным». Спортивный характер и упорные тренировки принесли свои плоды: в 1995 г. Тим стал чемпионом мира среди юниоров в двойке и завоевал индивидуальную серебряную медаль.
Второе увлечение Тима, медицина, было связано с первым, спортом: он всегда пытался понять, как тело человека адаптируется к нагрузкам, за счет чего становится сильнее. Поэтому, сразу после своих первых юниорских успехов Тим поступил на медицинский факультет университета в Ноттингеме. Выбор был обусловлен тем, что это – единственный университет, где была и медицина, и секция байдарки, базирующаяся на местном гребном канале, в то время единственном в стране. Учеба занимала основное время Тима, поэтому два года его имени не было в протоколах крупнейших международных соревнований. Лишь в 1998 г. он завоевал серебро в марафонской гонке в южноафриканском Кейптауне. Там он впервые встретил свою будущую жену Мишель, студентку факультета менеджмента. Они сразу понравились друг другу, но потребовалось два года писем, звонков и редких встреч, пока Мишель смогла перебраться в Ноттингем.
Олимпийская медаль всегда была мечтой Тима, поэтому в конце 1999 г. он прервал свою учебу и сконцентрировался на подготовке к Олимпиаде-2000. Результат был совсем неплохой для 23-летнего байдарочника: на Олимпийском канале Сиднея он завоевал бронзу в одиночке на 1000м. Это была первая Олимпийская медаль за всю историю Британской гребли на байдарках. Однако для Тима этого было мало: он мечтал о золоте. «Где Вы храните свою Олимпийскую медаль?» спросил его журналист после Сиднея. «На дне бельевого шкафа» ответил Тим и добавил: «Я хочу выставить на обозрение медаль поярче».
В следующее Олимпийское четырехлетие многое изменилось в жизни Тима. В 2001-м они, наконец-то, поженились с Мишель. Правда, медового месяца у них не было: Тим сразу уехал на тренировочный сбор. В 2002-м он закончил университет и получил работу в городском госпитале Ноттингема, но проработал чуть больше года – пришлось оставить медицину и полностью сконцентрироваться на подготовке к Афинской Олимпиаде. Он был одним из первых, кто стал получать ставку фонда спортивных лотерей.
Тим тренировался самозабвенно, выполняя невиданные доселе тренировочные объемы: по шесть часов в день, один выходной за 14 дней, более 150 км в неделю на воде, 200 подтягиваний за тренировку – это были его тренировочные «рекорды». Имя Брабантс стало привычным в верхних строчках протоколов главных международных соревнований. Он завоевал два серебра на кубке мира в 2001-м, золото на чемпионате Европы в 2002-м, был пятым на чемпионате мира в 2003-м.
Олимпийская регата Афин-2004 начиналась для Тима с радужных надежд: он выиграл предварительный заезд на 1000м в одиночке с мировым рекордом. Однако, в финале Тим уступил не только выдающемуся норвежцу Эйрику Ларсену, но и вообще остался без медали, заняв лишь пятое место.
Конечно, Тим сильно переживал крушение своих Олимпийских надежд в Афинах. Это всегда тяжело – опускаться вниз. Годы идут, тебе уже 27, из них 17 лет отдано гребле. Успехи были, но может быть пик уже пройден и выше не подняться, сколько не бейся? Или главные вершины еще впереди? «Быть или не быть?» - этот Гамлетовский вопрос всегда стоит перед спортсменом в данных обстоятельствах. Я знаю это очень хорошо по себе, поскольку закончил «грести» в том же возрасте и в сходной ситуации.
Тим оставил греблю почти на два года, вернулся к медицине и получил работу главного врача в отделении скорой помощи на острове Джерси, который находится в проливе Ла-Манш у побережья Франции. Работа – не из легких: иногда по 14 часов в день и 90 часов в неделю. «Когда я работал по срочному выезду на место происшествия, я получал иногда даже больший выброс адреналина, чем во время международной регаты» - говорит Тим. Это был очень тяжелое для него время. Жена осталась в Ноттингеме, где работала в геологическом бюро, Тим прилетал к ней на выходные. В начале 2005-го его матери поставили диагноз – лейкемия. Разлуки с женой стали еще дольше, поскольку Тим прилетал теперь в Лондон, чтобы поддержать мать и отца. В конце года мать скончалась в возрасте всего 59 лет, что стало для него тяжелым ударом.
Весной 2006-го Тим вернулся в греблю и буквально после трех месяцев тренировок выиграл Европейский чемпионат в одиночке, а затем завоевал серебро на «мире» в венгерском Сегеде. Этот феномен резкого взлета после длительного перерыва в выступлениях достаточно известен и применяется в зарубежном Олимпийском спорте. Например, для ведущих австралийских гребцов-академистов это норма – взять годичный отпуск после Олимпиады. Причин этого феномена может быть несколько и они почти не исследованы: это и физиологическое восстановление и последующий скачек адаптации, и психологическая «свежесть», новый взгляд на мир и свое место в нем, и социальная адаптация – продвижение в учебе, работе, которое дает стабильность и уверенность в себе и в завтрашнем дне, но скорее всего – все это вместе взятое. К сожалению, такие «каникулы» - редкое явление в отечественном элитном спорте с его постоянным прессингом зачетов и ставок и встречается, разве что, у женщин в связи с рождением ребенка. Сколько мы потеряли на этом медалей – одному богу известно. Но главное – мы теряем полноценные и самодостаточные личности спортсменов, которые могут служить спорту и обществу, а не наоборот – ставить их на службу себе.
Однако, вернемся к Тиму Брабантсу, который продолжил свое восхождение к вершинам мировой гребли на байдарках, сделав «дубль» в 2007-м: по золоту и серебру на мировом и Европейском чемпионатах. Появилась уверенность в себе и своих силах. Отношения с тренером Эриком Фаррелом, который тренирует Тима с 1992 г., поднялись на новый уровень. Оба совершенно точно знали теперь, сколько и какие нагрузки нужно выполнить Тиму для достижения наивысшей формы точно в момент решающих стартов.
Олимпийский сезон 2008-го Тим начал в качестве фаворита: в мае он выиграл чемпионат Европы в Милане и этап кубка мира в Дуйсбурге, а на других этапах был «в призах». Финальная гонка на 1000 м в одиночке в Олимпийском Пекине складывалась для него непросто. Со старта вперед вырвался мощный канадец Адам ван-Коеверден, знаменосец свой страны. Уже к 250 м канадец выдохся, а вперед рвались его «обидчик» в Афинах-2004 опытный норвежец Эйрик Ларсен и молодой австралиец Кен Воллэс. Однако, Тим оказался сильнее и выиграл на финише более секунды у пришедшего вторым норвежца. Так великая мечта Тима, наконец-то, стала реальностью. «Уже после второго гребка финальной гонки я знал, что выиграю» - сказал Тим журналистам. В ранге Олимпийского чемпиона он попытался сделать дубль на дистанции 500м, но завоевал «лишь» бронзу. «В спринтерской гонке все решает скорость и слишком велика цена ошибки, мне ближе километровая гонка, где более важен ритм и выносливость» - прокомментировал Тим.
Что за человек 31-летний Олимпийский чемпион Тим Брабантс, чем и как живет?
Рабочий день Тима довольно типичен для британского элитного спортсмена, независимо от вида спорта. Он начинается с первой тренировки в 7:30 утра на воде, которая длится полтора-два часа. В периоды развития выносливости первая тренировка дополнятся бегом или плаванием. Вторая тренировка, гребля или штанга, выполняется через некоторое время после ланча. Обычно, в 3-4 часа дня рабочий день Тима заканчивается. В промежутках между тренировками и после них - много качественной еды, отдых и сон, восстановительные процедуры: массаж и физиотерапия. Последнее обеспечивают сотрудники Английского Института Спорта, которые очень плотно сотрудничают с Тимом и его тренером: физиологи и биомеханики регулярно проводят тестирования в лаборатории и на воде, психолог и специалист по спортивному питанию ведут работу по своим специальностям, тренер по физической подготовке (Strength and Conditioning) помогает более эффективно проводить силовые тренировки. Кроме того, в Институте существует специальная дисциплина «Соревновательный образ жизни» (Performance Lifestyle), которая очень помогла Тиму на ранних периодах его социальной адаптации.
В настоящее время Тим является профессиональным спортсменом, т.е. обеспечивается из фонда спортивных лотерей при британском министерстве спорта (UK Sport). Однако, этих средств, около 2 тыс. фунтов в месяц, едва хватает, чтобы сводить концы с концами: жить в лондонском предместье Уолтон-на-Темзе – дорогое удовольствие. Его жена Мишель даже не смогла приехать в Пекин поддержать его на Олимпиаде. Как здесь принято у именитых спортсменов, Тим сотрудничает с менеджером по спонсорству, который помогает организовать поддержку со стороны почти десятка компаний, их список можно найти на личном сайте Тима http://www.timbrabants.com/sponsors.php. Некоторые помогают деньгами, но большинство компаний поставляют бесплатно свою продукцию: лодки, весла, спортивную одежду, продукты питания и т.п. В итоге, благосостояние Тима находится далеко от стандартов спортсменов коммерческих видов спорта: футбола, регби, тенниса и др.
Увлечений и хобби у Брабантса множество и большинство из них – спортивные. Соревновательный характер Тима дает о себе знать. Три месяца после Олимпиады были насыщены событиями: несмотря на плотный график официальных приемов и банкетов, Тим успел и покататься на доске по волнам у западного побережья Британии, и выиграть триатлон на Дорни-лэйк, и беговой марафон на 15 км в Кингстоне (предместье Лондона), и принять участие в Кубке Двоек по академической гребле в паре с лучшим британским одиночником Аланом Кэмпбеллом. Последнее мероприятие было организовано в виде пари, которое спортсмены заключили на вечеринке в Олимпийском Пекине. Кубок они, правда, не выиграли, но получили массу удовольствия и широкий резонанс в прессе. Академическая гребля так понравилась Тиму, что он даже стал членом клуба Тайдвэй Скаллерс. Одно из последних увлечений Тима – он хочет научиться управлять самолетом и упорно занимается на компьютерном авиа-симуляторе.
Тим планирует повторить схему своего предыдущего успешного Олимпийского четырехлетия. Поэтому, как минимум один сезон мы не увидим его на международных стартах. Он возвращается к медицине. Это тоже непросто и какое-то время придется поработать стажером, когда его сверстники уже находятся на ведущих позициях и получают шестизначные годовые оклады. Затем – опять в греблю. Нет сомнений, что он будет готовиться к максимальному результату на дорожках своего домашнего гребного канала Дорни-лэйк в Итоне. Проведение следующей Олимпиады в родном городе Тима, конечно же, является предложением судьбы, от которого невозможно отказаться.
Гребля на байдарках не так популярна в Британии, как гребля академическая, и не имеет такой широкой клубной и школьно-университетской базы. Поэтому, Британская байдарочная федерация пытается найти другие пути для того, чтобы завоевать больше медалей. При поддержке министерства и Института Спорта действуют несколько программ поиска талантов. В 2006-м было приглашено на тестирования 95 молодых спортсменов, результаты которых в плавании, академической гребле и других видах спорта перестали расти, но физические кондиции подходят для гребли на байдарке. Было отобрано 11 человек, двое из которых уже вошли в сборную страны. Кроме этого, работают национальные программы «Девушки за золотом» и «Спортивные Гиганты». Последняя привлекает высокорослых молодых людей (мужчин выше 188 см и женщин выше 178 см), тестирует их и ориентирует к занятиям различными видами спорта, наиболее подходящими им по физическим кондициям.
Останется ли Тим Брабантс лишь одной яркой звездой британской гребли на байдарках или вслед за ним появится целое созвездие чемпионов – мы очень скоро увидим.
Валерий Клешнев, по материалам британской прессы
Планы по развитию гребного канала в Днепропетровске | [ новости ] | Задай вопрос олимпийскому чемпиону! |