Главная  >>  Здоровье  >>  

Опасное увлечение

Опасное увлечение

Ю. Полански

Допинг уже давно считают бичом современного спорта. Можно привести немало примеров искалеченных судеб атлетов, рискнувших нечестными методами добиться рекордных результатов и дисквалифицированных пожизненно или ставших инвалидами. Но они профессионалы и взрослые люди, так что сами ответственны за свое решение. Гораздо опаснее, когда анаболики начинают принимать несмышленые подростки, решившие потрясти сверстников небывалыми спортивными успехами или просто покрасоваться перед подружками. И число таких подростков в последнее время стало расти в пугающих масштабах: по данным института социальных исследований Университета Мичигана, в прошлом году анаболические стероиды использовали более 300 тысяч учеников 8–12-х классов, причем треть из них – девушки.

Анаболики – это одна из групп стероидов, гормоны, дающие такой же эффект, что и тестостерон – вещество, вырабатываемое естественным путем в мужском организме. Они заставляют клетки вырабатывать большее количество протеина, за счет чего мускулы очень быстро растут, а сила и выносливость увеличиваются. Но побочные эффекты регулярного применения такого допинга крайне неблагоприятно сказываются на здоровье: его ударные дозы (организм вырабатывает 30-50 миллиграммов тестостерона в неделю, в то время как спортсмены вводят в свой организм от 300 до 1000 миллиграммов) приводят к облысению, росту молочных желез и бесплодию у мужчин, наносят удар по печени, способствуют повышению уровня “плохого” холестерола и резким перепадам настроения; женщины же становятся более мужеподобными. Если же начать его прием в подростковом возрасте, то организм, получив от введенных извне гормонов сигнал о взрослении, перестает расти, а сухожилия не поспевают за резко увеличивающимися в объеме мышцами, что приводит к травмам, которых можно было бы избежать.

Подростки не задумываются обо всех этих последствиях, особенно если на кон поставлены спортивные достижения. Так, Крис Уолш, защитник баскетбольной команды техасской Plano West High School, благодаря стероидам при росте 6 футов 2 дюйма быстро набрал вес (с 180 до 230), добился поставленной цели, но вынужден был одуматься после трагических событий: сам он стал жертвой депрессии, а его приятель, бейсболист Тейлор Хутон, также увлекавшийся допингом, из-за возникших психологических проблем повесился. Уолш отказался от анаболиков, но вынужден был несколько месяцев лечиться, в то время как его класс перевели в другую школу. И в результате подросток оказался в школе для проблемных детей, где не было баскетбольной команды, тем самым поставив крест на своей карьере, к которой он так стремился.

Увлечение подростков допингом подстегивает и то, что стероиды легко доступны. Формально тестостерон и сходные препараты относятся к числу контролируемых веществ, которые применяются для лечения лишь немногих заболеваний. Но, по закону, выписать их может любой доктор, чем и пользуются, например, культуристы – наиболее рьяные почитатели анаболиков. При этом, конечно, в США существует “черный рынок”, где различные гели, таблетки и инъекции можно достать совершенно свободно; в Мексике же для их приобретения не требуется даже рецепта, а через интернет продажа вообще не знает никаких ограничений. Разумеется, о качестве продукции продавцы при этом особо не заботятся.

Есть и лазейки в законодательстве, которыми до определенного времени любители стероидов активно пользовались. Например, уже несколько лет в магазинах, торгующих биодобавками, совершенно легально продается андростенедион – химическое вещество, превращающееся в организме в тестостерон. Как отмечает член Всемирного антидопингового агентства доктор Гэри Уодлер из медицинской школы Нью-Йоркского университета, андростенедион оказывает то же воздействие (в том числе и негативное), что и стероиды, хотя для этого его требуется принять намного больше. Только в октябре прошлого года Конгресс принял решение отнести это вещество к списку III, в который входят средства, вызывающие умеренное привыкание. Хотя федеральный закон вступил в действие с нового года, в Калифорнии запрещена продажа андростенедиона несовершеннолетним раньше. Но, как отмечает Уодлер, при этом законодатели не обратили внимание на продающееся без рецепта средство от старения DHEA, которое в организме превращается в... андростенедион.

Список находящихся в относительно открытой продаже веществ этими средствами не ограничивается. Конечно, только очень немногие подростки имеют доступ к гормону человеческого роста и другим мощным средствам, которыми пользуются профессиональные атлеты. Но есть данные, что молодые спортсмены часто используют, например, вещество креатин-фосфат, который не увеличивает мышцы, но позволяет добиться лучших результатов, заставляя клетки вырабатывать больше энергии. Правда, какими могут быть последствия приема этого препарата, неизвестно: большинство специалистов полагает, что креатин безвреден для взрослых, хотя его влияние на растущий организм почти не изучалось. Тем не менее, доктор Эрик Смолл, председатель комитета по спортивной медицине Американской педиатрической академии, назвал результаты единственного эксперимента с участием шестиклассников “ужасающими”, а его коллега Дуглас МакКиг, глава центра спортивной медицины Университета Индианы, добавил, что опасность состоит еще и в том, что точный состав подобных диетических добавок порой неизвестен. Например, при анализе одной из них, которую МакКиг обнаружил у своего студента, были выявлены различные стероиды и даже... стрихнин.

Конечно, в любом спортивном зале можно найти человека, который заявит, что он жив и здоров, хотя и принимает стероиды. Но при этом следует учитывать, что воздействие анаболиков очень индивидуально - в одном случае они могут не оказать негативного воздействия, а в другом – привести к серьезным последствиям. Сами подростки, конечно, стремятся прежде всего достичь результата – не важно, какой ценой, – а число старшеклассников, считающих, что стероиды представляют серьезную угрозу для их здоровья, сократилось за последние 5 лет, как показало исследование, проведенное специалистами Университета Мичигана, с 68 до 55 процентов. Еще опаснее, что так же думают и многие тренеры, снабжающие своих подопечных допингом, или в лучшем случае не замечающие, как за считанные недели они набирают небывалую форму. Барьер на пути потребления подростками стероидов попыталась было поставить член Сената Калифорнии Джеки Спейер, но губернатор Арнольд Шварценеггер (признавший, что использовал анаболики во времена своей культуристской карьеры) наложил вето на предложение запретить продажу несовершеннолетним потенциально опасных добавок – мол, это дело FDA.

Выявить факты употребления школьниками допинга сложно еще и потому, что мало кто признается в том, что принимает такие вещества. И дело не в физической зависимости (стероиды ее не вызывают), сколько в психологическом нежелании признавать свою слабость. Ведь, по словам Кирка Броуэра, специалиста по лечению зависимостей из Университета Мичигана, стероиды делают подростка более активным (в том числе и в сексуальном плане), агрессивным, уверенным в себе – увы, только на первых порах. Но именно в это время наступает эйфория от восхищенных взглядов – и почти невозможно представить, что в такой ситуации подросток обратится за лечением.

Допинговая эпидемия, как назвал происходящее специалист по детскому спорту доктор Джордан Метзл из нью-йоркского Госпиталя специальной хирургии, скорее всего и далее будет распространяться по школам. Пока законодатели не поставят надежных барьеров на пути подростков к опасным пищевым добавкам и гормонам, пока органы образования не найдут средств и способов своевременно проверять молодых спортсменов, пока накачанные мышцы будут мерилом привлекательности и успеха, – другого исхода сложно ожидать.

Пистолеты и винтовки пневматика калибра 4,5 мм, легально и без лицензий.